Многие вожатые рассуждают примерно следующим образом: детей в первые
часы можно не занимать ничем. Во-первых, не так уж долго до обеда.
Во-вторых, нужно же хоть немного "отдышаться" после суматохи
регистрации. В-третьих, дети, если захотят, сами найдут себе занятие:
будут бегать по лагерю или разговаривать.
Но, наверное, они стали
бы рассуждать по-другому, если бы узнали, что происходит в это время в
душах многих детей. Для вожатого эти минуты — начало многодневного
трудового марафона. А для детей — это первые минуты новой
жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Если эти первые
минуты заполнит — пустота, то дети могут просто испугаться: родителей
рядом уже нет, друзей рядом еще нет. Состояние такое словно они
потерялись посредине многолюдной, городской толпы. Старожилы
обмениваются воспоминаниями или планами, не обращая на них ни малейшего
внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее
новичкам. И тогда в голову приходит одна из самых страшных мыслей: "Я
никому не нужен". Еще секунда — и появляются слезы смешанные с желанием
повернуть обратно! Чтобы этого не произошло, детей надо занять. Игрой,
общением, совместной деятельностью.
А когда родственники
скроются за поворотом дороги и махать на прощанье рукой будет некому,
обратите внимание ваших детей на себя. Спросите, кто помнит, как вас
зовут. Если таковых не окажется, представьтесь еще раз. При этом можно
поиграть в "угадалки", т.е. предложить ребятам угадать ваше имя, а
потом и имя вашего папы из которого ребята быстро выведут ваше
отчество. Этим вы с самого начала избавите ребят от будущей неловкости,
когда им нужно будет к вам обратиться, а они не будут знать как. После
этого вы можете сказать: "Со мной вы познакомились, а теперь я хочу
познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счет "три" назовите
свое имя. Раз, два, три"! Обычно, это очень веселит ребят. Особенно,
если вы с юмором комментируете результаты. Например: "Как я понял, у
нас в отряде будут четыре Насти, шесть Артемов, два Антона и еще по
одному Саше. Саньке и Шурочке... А теперь разберемся, кто есть кто
персонально. По-моему, эта девочка кричала, что ее зовут Боря, ах, ты
не Боря! А кто же ты? Машенька! То-то я смотрю, такая симпатичная
девочка и ничуть на Борю не похожа. Запомните ребята: это совсем не
Боря, а Маша". Подобная путаница поможет вам и детям и повеселиться,
отогнав тревожные мысли, и запомнить имена друг друга.
А потом можно заняться определением, кого в отряде больше: мальчиков или девочек.
А
еще можно выяснить, не забыли ли мы что-то важное взять с собой в
лагерь. Вы будете задавать вопросы: "Полотенце взяли?.. Хорошее
настроение взяли?.. Глаза взяли? Жареного бегемота взяли?", а ребята
хором будут отвечать на них. Если окажется, что кто-то прихватил с
собой в лагерь жёлтую подводную лодку или запасные коленки,
поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это
продается, можно ли посмотреть, померить, и есть ли разрешение на
провоз этого "ценного" предмета в лагерь. Только не превращайте свой
комментарий из шуточного в язвительно-саркастический.
Можно
сказать еще такие слова "Давайте выясним, кто, с кем, куда и зачем
двигается. Я буду задавать эти вопросы, а вы будете с ходу на них
отвечать. Только с одним условием: все ваши ответы должны начина одну
букву, ту, которую я назову заранее. Итак, буква "В"... кто?., с кем?
куда? на чем?., зачем?..". Эти вопросы вы должны задавать разным
ребятам причем быстро и неожиданно. В итоге у вас может получиться
такое сообщение: "Володя с Вероникой едут в Воронеж на велосипеде за
вениками" Или такое "Вампир с вурдалаком направляются на вездеходе в
Вашингтон воевать". Поскольку букв в алфавите много, то и игра может
продолжаться долго. Вы же не забывайте комментировать полученные
ответы. Ну, а поскольку вы в лагере накануне обеда, предложите ребятам
составить меню. Пусть сегодня на обед будет только то, что нравится
больше всего. Чтобы составить меню, нужно будет всем по очереди
произнести фразу: "Меня зовут Андрей /Наташа, Сережа.../, и больше
всего я люблю жареную картошку /воздушное печенье, компот из
персиков.../." Когда все представятся и назовут свое любимое блюдо,
подведите итог: "Так как на обед принято подавать только три блюда, а
любимых кушаний названо больше двух десятков, придется все объединить.
Итак, сегодня на первое будет суп из арбуза, помидор и кукурузных
хлопьев. На второе — пельмени с колбасой, рыбой и солеными огурцами под
толстым слоем шоколада. А на третье— кисель из малины, клубники, вишни,
апельсинов и кабачковой икры. Хлеба не будет, вместо него будет халва и
пончики. Какие есть дополнения к меню? Мы ничего не забыли?" Вы,
наверное, уже представили, что будет после оглашения подобного
обеденного комплекса.
Есть предложение вспомнить, как обычно
люди выражают в разных ситуациях свой восторг. Если процесс
"вспоминания" будет идти туго подскажите, когда людей переполняют
положительные эмоции, люди обычно аплодируют, хором скандируют
ритмичные слова /например; "Спартак — чемпион"/, играют "туш" на
духовых инструментах, визжат и свистят, кричат УРА", поют песни, шагают
с развевающимися флагами по улицам, стреляют в воздух из всех видов
оружия. И сразу же организуйте отдельные группы — те, кто будут
аплодировать; те, кто будут скандировать ''Здравствуй, лагерь"; те, кто
будут имитировать стрельбу из пистолетов и т.д. Проведите с каждой
группой подробный инструктаж, репетицию. Придумайте условные слова,
после которых ребята приступят к выражению всеобщего ликования.
Например: «Вот и лагерь». А потом организуйте сводную репетицию.
Добиваться согласованности деиствивсех групп можно долго. В последнюю
же минуту пусть наступит затишье. А как только все утихнут,
заговорщически тихо скажите: «Вот и лагерь». Если перед этим вы не
поленились и организовали все, как здесь написано, то произойдёт такой
всплеск эмоций, что окружающие подумают: "Наверное, ребята в этом
отряде знакомы друг с другом не меньше месяца".
А ведь на самом
деле прошло не больше часа. Просто вы предложили ребятам то, что им
всегда нравится — игру. А точнее — игровое общение.
Во время заезда/регистрации/ детей можно увлечь следующим: • Изготовление индивидуальных бейджиков, • Оформление отрядного места, своей кровати, двери и др., • Создание первой отрядной газеты, • Составление графика дежурств в своих комнатах, • Подготовка сюрприза вновь прибывшим ребятам, • Разучивание, пение песен, • Придумывание названия отряда, отрядной кричалки, отрядной песни, • Разведшкола и многое другое.
Разведшкола
Создаётся
несколько групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся
пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор
стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа
действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:
• Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и т.д. на территории лагеря?
• Как зовут всех вожатых?
• Какого цвета у них глаза?
• Как зовут директора лагеря? Умеет ли он плавать?
• Что будет сегодня на обед, ужин? И т.д. и т.п.